• advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
GREG

Как обезопасить себя на скользкой дороге. Читать всем!

2 сообщения в этой теме

Как обезопасить себя на дороге в межсезонье и зимой?

 

1. Меняем шины

Меняем шины, не дожидаясь «дня жестянщика», когда под колёсами обнаруживается гололёд, а в шиномонтаже — очередь на двое суток. «Переобуваемся» заблаговременно, когда среднесуточная температура воздуха у отметок +5 — +7oС. Это верный знак, что через нулевой рубеж температура может перескочить в любой момент. Не тяните до последнего — не страшно, если, перейдя на зимнюю резину, вам придётся поездить на ней по асфальту неделю—другую. Главное, что заморозки, «ледяные» дожди (они в это время — не редкость) и первые снегопады вы встретите во всеоружии! Мнимая экономия на зимней резине может вылиться в трагедию — ни затормозить нормально, ни сманеврировать. Добавьте к этому поголовную неготовность водителей к «скользким» условиям. Помните, при слабоположительных температурах летняя резина «дубеет» и изрядно теряет сцепные свойства. Так что смотрим прогноз погоды хотя бы на неделю вперёд и в нужный момент едем на «переобувку».

2. Корректируем поведение

Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь льда и слякоти. Сложно себя заставить? Тяжело в учении, безопасно в «бою». Основные резервы безопасности скрыты именно в поведении! Что делаем?

— Уменьшаем скорости, увеличиваем дистанции и интервалы. Сцепление с асфальтом у зимних покрышек, особенно шипованных, хуже, чем у летних, на 5-15%. Следствие — на сухом и мокром асфальте зимняя резина отправляется в юз раньше. Это ведёт к увеличению тормозного пути и более раннему срыву в боковое скольжение в повороте. На асфальте для остановки с 50 км/ч легковому автомобилю среднего класса, оснащённому хорошей шипованной резиной и AБС, требуется 15-17 метров, на льду — около 40. У этого же автомобиля на летней резине тормозной путь на льду увеличивается до 70-80 метров, у грузовиков и автобусов, «обутых» во всесезонку, и того больше. Вероятность потери управления и возникновения заносов сильно возрастает.

— После «переобувки» не рвитесь сразу в бой. Сначала попробуйте понять, насколько изменилось поведение автомобиля на зимних шинах. Для этого лучше подыскать какую-нибудь свободную дорожку. В отсутствие других участников движения на прямой сделайте несколько торможений от слабого до сильного — «в пол». Определите момент блокировки колёс (или момент срабатывания AБС, если она имеется). Оцените, как реагирует автомобиль на поворот руля. Зимняя резина мягче и податливее, чем летняя, — в скольжения она отправляется хоть и раньше, но плавнее (обладает большей прогрессивностью). Реакции на руль менее остры, зато момент наступления сноса или заноса определить проще. Из-за того, что срыв в скольжение плавный, у водителя появляется время и, соответственно, больше возможностей скорректировать поведение и выйти сухим из воды.

3. Помним, под колёсами в любой момент может оказаться скользкое покрытие

Первые заморозки особенно коварны! Вроде бы, ничего не предвещает беды: лёгкий морозец, ясно, осадков нет, сцепление, вроде, хорошее, едешь себе — и вдруг в повороте улетаешь в кювет.

В чём дело? Атмосферная влага, конденсируясь на холодном полотне, превращается в слой тончайшего, так называемого, «чёрного льда». При этом по виду скользкая дорога абсолютно ничем не отличается от сухого шершавого асфальта. Туман в минусовую температуру, иней на деревьях и окружающих объектах (вероятность их появления близ водоёмов особенно велика) — верные признаки того, что дорожное полотно покрыто тонким слоем льда. Всё это справедливо, естественно, не только для первых ночных заморозков. 

Как определить качество покрытия под колёсами?

— Идёте к машине, не поленитесь — пошаркайте по покрытию. Простое, на первый взгляд, движение может дать вам бесценную информацию. Всем рекомендую довести такую проверку до автоматизма, целее будете.

— Начав движение, на прямом участке пустой дороги резко и коротко нажмите педаль тормоза. Кивок (или его отсутствие), ранняя блокировка колёс, снижение динамики торможения, срабатывание ABS дадут необходимую информацию о том, чего ждать от автомобиля в сегодняшней поездке.

— Похожая ситуация, если нажать на газ — автомобиль, что называется, отказывается разгоняться. Пробуксовка в добавок сопровождается характерным звуком от ведущих колёс, увеличением оборотов двигателя и показаний спидометра. Чтобы автомобиль не потерял траекторию под действием боковых сил (в повороте или на поперечном уклоне), нужно отпустить газ, тогда сцепление колёс с дорогой восстановится, и сорвать в боковое скольжение автомобиль будет сложнее. Автомобиль, оборудованный противобуксовочной системой, тоже не будет эффективно разгоняться, здесь с проскальзываниями будет бороться электроника, в этот момент начнет мигать желтый индикатор с «поскользнувшейся машинкой».

— Срабатывание системы электронной стабилизации ESP в повороте или перестроении (её работа сопровождается характерным хрустом, раздающимся из моторного отсека и от колёсных тормозных механизмов, а также мигающим индикатором с «поскользнувшейся машинкой») уже само по себе сигнализирует о том, что совершена грубая ошибка! То есть вы уже сорвали автомобиль в скольжение, а электроника, подтормаживая нужные колёса, возвращает его к стабильному режиму движения на ту траекторию, которая задана рулём. Если понимаете, что система время от времени или постоянно вступает в работу, это означает что вам нужно поумерить свой пыл и снизить интенсивность движения. Здесь нужно понимать, что второго или третьего шанса электроника может и не подарить — ESP не панацея, она работает в пределах сцепных свойств покрытия. Времени и места не всегда может хватить, чтобы вовремя стабилизировать автомобиль. Чем хуже сцепные свойства, чем выше скорость и круче вираж, которого вы хотите придерживаться, тем меньше шансов сохранить заданную траекторию. Неподготовленному водителю ESP незначительно повышает шанс на выживание. Потому как отсутствие наработок и физиология стрессовой ситуации не позволит ему что-либо сделать, кроме как нажать на тормоз. А вот для подготовленного по контраварийным программам водителя эти системы станут куда более эффективной дополнительной страховкой на случай, если по какой-то причине начало развиваться негативное поведение автомобиля. Электроника «подарит» ему дополнительное время для активного вмешательства, кроме того, сам процесс возврата автомобиля к безопасному режиму движения благодаря ESP будет более эффективным.

• Мосты, эстакады, путепроводы

Конструкция и полотно мостов-эстакад, обдуваемые ветром, быстрее охлаждаются и быстрее обмерзают, чем покрытие дорог, проложенных по земле. Мосты, проложенные над водоёмами, покрываются льдом быстрее из-за повышенной влажности и испарений, идущих от поверхности воды. Об этой «подставе» межсезонья многие не знают.

Так что осторожность и внимание на максимум — следим и за встречными, и за попутными. Тактика следующая: если видите, что за мостом пробка или какие-то затруднения, начинаем тормозить ещё до моста, поскольку на нём это может оказаться невозможным. Кстати, часто из-за перегиба бывает не видно, что происходит на и за мостом, поэтому лучше перестраховаться и заранее снизить скорость до минимально-оптимальной, чтобы была возможность в любой момент экстренно замедлиться. Сразу после обледеневшего моста тоже тормозить опасно — вполне вероятно, что едущий за вами эту статью не читал. Особое внимание металлическим стыкам путепроводов, трамвайным или железнодорожным путям — металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.

• Переходы, перекрёстки, остановки

Наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде там, где автомобили часто тормозят и разгоняются — снег спрессовывается и превращается в лёд, а лёд, вдобавок ко всему, полируется колёсами. Это места перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перекрёстками учитываем — даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Притормозите, оглядитесь, перепроверьте — не убудет. Перед стартом на «зелёный» обождите пару-тройку секунд, даже если вам сзади сигналят — не реагируйте, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.

• «День жестянщика»

В «день жестянщика», то есть когда «для всех неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились — поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? А снегоуборочная техника? Зачем рисковать и попадать в «замесы», спровоцированные другими менее опытными и недальновидными? Рецепт тот же — следим за прогнозами, и при наступлении «красного дня календаря» по возможности планируем провести его без личного авто. Пусть этот и, возможно, ещё пару следующих дней естественного отбора пройдут без вашего участия. К тому же, сэкономите время, не простаивая в жутких пробках.

Но если всё-таки без автомобиля вам не обойтись, помните — ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и предупредительность (правило трёх «П») — это главные помощники, которые на страже вашего здоровья и здоровья окружающих.

• Обзорность

Обзорность — краеугольный камень безопасности. Пока есть время — проверяем работоспособность светотехники, передних и задних противотуманных фар и фонарей, подогревов стёкол и зеркал. С наступлением осени и зимы мы всё больше и больше времени проводим в сумерках и темноте в условиях дождей и снегопадов.

Меняем при необходимости «дворники» — нет ничего хуже разводов, размывающих контуры объектов на дороге.
Заранее запасаемся «незамерзайкой» и заливаем её в систему, не дожидаясь, когда термометр уйдёт в минус. Замёрзшая вода надолго лишает хорошей обзорности — помните о грязи, которая появляется на дорогах и в воздухе в результате действия реагентов? Жирная плёнка на окнах и фарах особенно сильно мешает в тёмное время суток. Попробуй в таких условиях «выцепить» из окружающей обстановки тёмных пешеходов в контровом свете встречных фар!

Если же вода в бачке всё-таки замёрзла и омыватель не работает — «отогреться» можно в тёплом сервисе или на отапливаемой парковке. Ещё вариант: можно включить двигатель, прогреть подкапотное пространство и салон, а также долить в бачок предварительно подогретой незамерзающей жидкости, спирта, или просто водки — так лёд в бачке и трубках растает быстрее. Вместе с «незамерзайкой» кладём в багажник щётку для снега и скребок.

Чтобы конденсат и наледь на внутренних поверхностях стёкол не мешали обзору, активируем и направляем дефлекторы обдува в нужные зоны (центральные воздуховоды можно перекрыть), выставляем комфортную температуру и включаем кондиционер, последний в данном случае нам нужен только как осушитель. Но если у вас кондиционера нет, для удаления влаги со стёкол достаточно немного открыть окна, приподнять температуру и сделать обдув интенсивнее. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо! Многие вещи, написанные выше - прописные истины, но прочитать не помешает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас